ИОАННИКИЙ
Том XXV , С. 110-114
опубликовано: 30 сентября 2015г.

ИОАННИКИЙ

(Образцов Иван Яковлевич; 1-я пол. 1793 (по др. данным, 2-я пол. 1792), с. Титовское Весьегонского у. Тверского наместничества - 18.04.1880, нежинский Благовещенский мон-рь Черниговской губ.), еп. Кавказский и Черноморский. Род. в семье пономаря. После кончины отца воспитывался в семье деда-священника, о к-ром вспоминал с благодарностью. В 1803 г. поступил в Тверскую ДС, за скромность и прилежание получил фамилию Образцов. С 1814 г. учился в СПбДА, по окончании которой со степенью кандидата богословия (присуждена 18 июля 1817) 24 июля 1817 г. был назначен учителем греч. и евр. языков в Черниговскую ДС, 28 авг., непосредственно по прибытии в Чернигов, стал также секретарем семинарии.

Иоанникий (Образцов), еп. Кавказский и Черноморский. Фотография. Ок. 1849 г. (РГИА)Иоанникий (Образцов), еп. Кавказский и Черноморский. Фотография. Ок. 1849 г. (РГИА)

28 авг. 1819 г. Образцов был пострижен в монашество, 29 авг. рукоположен во диакона, 30 авг.- во иерея, 4 дек. за «исправное прохождение должности и добродетельную жизнь» награжден набедренником. 21 дек. того же года назначен членом правления Черниговской ДС по учебной части, 13 июля 1820 г.- присутствующим в судебной палате Черниговской духовной дикастерии. С 16 авг. 1821 г. ректор и преподаватель богословских наук Минской ДС, с 16 февр. 1824 г. настоятель заштатного Грозовского Иоанно-Богословского мон-ря Слуцкого у. Минской губ. По предписанию КДА от 16 июля 1824 г. переведен на должность ректора и преподавателя богословских наук Могилёвской ДС. С 1 сент. 1825 г. ректор Тобольской ДС, с 7 окт. настоятель тобольского Знаменского мон-ря, 13 окт. того же года возведен в сан архимандрита. С 4 янв. 1826 г. кафедральный цензор. С 16 янв. 1828 г. ректор Пермской ДС и профессор богословских наук. В янв. 1828 г. «за долговременное похвальное служение по училищной части» награжден орденом св. Анны 2-й степени. 13 июля 1829 г. назначен настоятелем нижнеломовского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря Пензенской губ., 27 июля того же года - ректором Пензенской ДС. В 1830 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения в Казанском соборе, где 17 апр. 1830 г. при служении митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) произнес «Слово в день рождения... наследника всероссийского престола... вел. кн. Александра Николаевича».

1 февр. 1832 г. И. был определен епископом Вятским и Слободским. Хиротонию 3 апр. того же года совершили митр. С.-Петербургский Серафим (Глаголевский), свт. Филарет (Дроздов), архиеп. Тверской Григорий (Постников) и еп. Орловский Никодим (Быстрицкий).

По инициативе И. для Вятского ДУ было построено новое здание, в 1832 г. в Елабуге на средства купца 1-й гильдии Ф. Г. Чернова возведена кладбищенская Свято-Троицкая ц. с 2-этажным домом для священника. Попечением И. на чудотворную Великорецкую икону свт. Николая Чудотворца был изготовлен оклад, для ризницы кафедрального собора Вятки приобретен золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

С именем И. связана попытка активизировать миссионерскую деятельность среди старообрядцев Вятской губ. С.-Петербургский митр. Серафим писал И.: «До сведения правительства дошло, что в вверенной вам епархии число раскольников умножается, особенно в Глазовском у., и вследствие сего предоставлено мне обратить на сие обстоятельство особенное вашего преосвященства внимание с тем, чтобы вы употребили способнейших из духовных лиц к обращению на путь истины отпавших от Церкви и об успехе сей меры доносили Святейшему Синоду». По поручению И. Вятская духовная консистория осуществила подсчет численности старообрядцев на территории губернии: к 1834 г. там проживали 28 689 сторонников «старой веры».

16 нояб. 1835 г. И. был назначен епископом Оренбургским и Уфимским. Среди причин перевода на другую, считавшуюся менее значительной кафедру обер-прокурор называл «мягкость характера» И. и «особенные обстоятельства Вятской епархии и учрежденной в ней миссии, по которым… остается еще желать в занимающем сие место особенной твердости и личной настоятельности в надзоре управления» (Всеподданнейший доклад обер-прокурора Св. Синода за 1835 г.; цит. по: Чернавский. 1901/1902. С. 949). Прибыл в Уфу в нач. 1836 г. До приезда И. делами епархии управлял бывший еп. Оренбургский и Уфимский Михаил (Добров), проживавший на покое в уфимском в честь Успения Пресятой. Богородицы монастыре. У архиереев сложились дружеские отношения. Когда И. находился в отпуске (1838) и на лечении (май-сент. 1843) по благословению Синода он доверял управление епархией еп. Михаилу.

При И. 18 марта 1838 г. Бетькинская жен. община была преобразована в третьеклассный уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь, первую, а затем крупнейшую жен. обитель епархии. В 1840 г. в г. Мензелинске была основана Пророко-Ильинская жен. община, впосл. обращенная в мон-рь.

Важнейшим результатом деятельности И. стало значительное увеличение количества церквей в Оренбургском крае. Строились в основном каменные храмы, несмотря на дозволение оренбургско-уфимскому епархиальному начальству без сношения с Синодом возводить деревянные церкви упрощенного типа (указ от 31 марта 1839). При И. были построены и освящены соборные храмы в крупных городах: кафедральный собор в честь Воскресения Господня в г. Уфе (24 авг. 1841) с приделами в честь Рождества Христова и Казанской иконы Божией Матери (с перенесением в последний из старого собора чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери); собор во имя Св. Троицы в г. Бирске (31 мая 1841) с приделами в честь Рождества Пресв. Богородицы (7 сент. 1840) и свт. Николая Чудотворца (18 янв. 1841); собор во имя Св. Троицы в Златоустовском заводе (ныне Златоуст; 6 июня 1842) с приделами во имя св. Александра Невского (23 авг. 1842) и Благовещения Пресв. Богородицы (24 янв. 1843); Александро-Невский собор в г. Уральске (1837-1850); заложен 5-главый 3-престольный Казанский собор в г. Стерлитамаке (1837-1851), освящен его левый придел во имя свт. Николая Чудотворца (1838). В Уфе были освящены ц. св. кн. Александра Невского (26 сент. 1836), заложенная 18 сент. 1824 г. в присутствии имп. Александра I; ц. Нерукотворного образа Спасителя (1 сент. 1844); ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи (15 июля 1845) - памятник русским воинам, павшим при штурме г. Казани войсками Иоанна Грозного в 1552 г. В уфимском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре продолжалось строительство теплого храма во имя свт. Митрофана Воронежского (30-е гг. XIX в.- 1852). Были возведены также Михаило-Архангельская ц. (1842-1845; освящена в 1847) в г. Бирске, Смоленская кладбищенская ц. (1847) в г. Оренбурге и др.

Только в Уфимской пров. Оренбургской губ. за 14 лет управления И. было построено более 20 каменных храмов. Так, в Уфимском у. возведены церкви Воскресения Господня и мц. Дарии в с. Надеждине (1841); в Бирском у.- Рождества Христова в с. Печёнкине (1838) и в с. Сарсы (1842), св. Иоанна Предтечи в с. Курачеве (1839) и в с. Андреевка (1845), апостолов Петра и Павла в с. Касеве (1842), Св. Троицы в с. Новотроицком (1844), свт. Николая Чудотворца и св. Василия Амасийского в с. Тепляки (1848); в Мензелинском у.- свт. Николая Чудотворца и Зосимы и Савватия Соловецких (1838) в с. Бережные-Челны, св. Илии прор. и вмч. Димитрия Солунского (1836-1849) в с. Прости, арх. Михаила в с. Языкове (1842), Нерукотворного образа Спасителя (1842) в с. Новоспасском, Богоявления и Казанской иконы Божией Матери (1842) в с. Круглое Поле, Смоленской иконы Божией Матери (1843) в с. Николаевка, свт. Митрофана Воронежского и свт. Василия Великого (1840-1850) в с. В. Уратьма; в Стерлитамакском у.- Преображения Господня (40-е гг. XIX в.) в д. Преображеновке, св. Иоанна Предтечи (1846) в с. Ивановском-Кравкове, Вознесенская ц. с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца (1848) на месте сгоревшей деревянной в с. Табынском, где находилась явленная чудотворная Табынская икона Божией Матери, начато возведение Михаило-Архангельской ц. (1848-1852) в с. Александровском-Зубове; в Челябинском (впосл. Златоустовском) у.- свт. Иоанна Златоуста и св. Иоанна Предтечи (1840) в с. Емаши и др. Были построены также деревянные Троицкая ц. (1837) в с. Чегодаеве, Никольская ц. с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (1841) в с. Рязановка Стерлитамакского у., сооружена из разобранного здания старого бирского собора Казанская ц. (1844) в с. Емашеве Бирского у. По указам Синода на территории епархии впервые появились походные церкви: при Ставке хана Внутренней киргиз. орды (1843), в Новопетровском укреплении (1847) на берегу Каспийского м., в новоустроенных в 1845 г. в Оренбургской киргиз. степи (впосл. Тургайской обл.) укреплениях: Оренбургском (ныне с. Тургай, Казахстан; освящена в 1852) и Уральском (ныне с. Иргиз, Казахстан; освящена 11 июля 1848). Если на территории епархии к 1837 г. имелось 332 храма, то к концу управления епархией И. (1850) их число достигло 455: из них 280 каменных.

В соответствии с секретным указом Синода (29 окт. 1836) о повсеместном открытии народно-церковных («поселянских») школ для религ. просвещения и «противодействия расколу» в епархии началась организация приходских школ. Однако из-за отсутствия финансирования, вопрос о необходимости к-рого И. ставил перед Синодом (рапорт от апр. 1839), к 1841 г. в епархии действовало только 12 школ. Ситуация улучшилась после 1842 г., когда школы были реорганизованы в сельские церковноприходские уч-ща Мин-ва гос. имуществ; к концу управления И. в епархии имелось 50 училищ, в к-рых обучалось более 800 чел.

В миссионерской деятельности среди старообрядцев И. стремился избегать крайностей, предпочитая проводить умеренную политику, за что и был обвинен. В старообрядческие центры были направлены опытные священники-миссионеры; так, в дер. Харлушево (1838), а затем в дер. Берёзовка (1843) Челябинского у. был назначен благочинный прот. А. Инфантьев, на Златоустовском заводе в тот же период действовали диак. Я. Инфантьев и др. Когда указом Синода от 28 нояб. 1839 г. было разрешено венчать браки старообрядцев, не требуя их возвращения в РПЦ, И. издал секретное предписание по епархии (март 1840, повторно в 1842, 1848) о венчании таких браков в правосл. храмах по книгам единоверческой печати. Благодаря принятым мерам в 1837-1840 гг. в лоно Церкви вернулось более 2,5 тыс. чел. По запросу Синода от 3 февр. 1841 г. И. сообщил, что «обращение раскольников в Оренбургской епархии, порученное им в 1837 г. местному духовенству и благочинным, при содействии гражданской и местной власти, идет без особенной миссии успешно» (Чернавский. 1901/1902. С. 406).

И. заботился об устроении единоверческих церквей, о наличии в них богослужебных книг, напечатанных для единоверцев, а также о посвящении священно- и церковнослужителей, знакомых со старым обрядом. Так, в 1838-1840 гг. были основаны единоверческие церкви в селах Берёзовка и Красный Яр Челябинского у. Особым попечением И. за счет казны была построена каменная Свято-Троицкая единоверческая ц. (1844) на Златоустовском заводе. В 1845 г. в епархии было образовано особое благочиние единоверческих церквей, число к-рых к 1849 г. достигло 23. Благодаря усилиям И. в 1849 г. бывш. муж. Юрюзанский старообрядческий скит (близ Кусинского завода Челябинского у.) был преобразован в Златоустовский единоверческий Воскресенский муж. мон-рь. Обитель вела миссионерскую работу среди беглопоповцев Златоустовского, Саткинского заводов и примыкающих к ним деревень Челябинского у. В 1838 г. вблизи с. Айлина Челябинского у. стала действовать и жен. единоверческая община в честь Тихвинской иконы Божией Матери, преобразованная из жен. старообрядческого скита (официально утверждена и принята в духовное ведомство лишь в 1903).

При И. успешно завершилось начатое еще в 1830 г. преобразование старообрядческой Успенской часовни в г. Уральске в единоверческую церковь. Согласно пожеланиям местных старообрядцев, назначаемые к ним священники должны были происходить из казачьего сословия или из единоверцев, дела решались не местным духовенством, а непосредственно епископом, а литургия совершалась на древнем антиминсе, не позднее времени патриаршества Иосифа. Устроение и освящение 5 февр. 1846 г. Успенской единоверческой ц. в г. Уральске составили целую эпоху в деле возвращения уральского казачества в лоно правосл. Церкви и «послужили базисом и исходным началом» для последующих миссионерских трудов (Там же. С. 435).

Несмотря на то что тенденция присоединения к Православию сохранялась и в 40-х гг. XIX в. (в среднем по 873 чел. в год), численность старообрядцев в 1843-1849 гг. возросла в губернии в 2,5 раза (до 38 тыс. чел.). Возможно, в связи с этим по представлению Оренбургской палаты гос. имуществ 15 марта 1847 г. было принято Высочайшее решение о создании в Уфе Секретного совещательного комитета о раскольниках и об отступниках от Православия. Помимо И. в состав комитета вошли гражданский губернатор, управляющий Палатой гос. имуществ и жандармский штаб-офицер. Совещание приняло ряд мер, в частности запретило прием в Оренбургское казачье войско старообрядцев из податных сословий, запретило духовенству венчать «раскольников» (в случае смешанных браков), содействовало укреплению единоверия.

Уже во время 1-го обозрения епархии (1836) И. обратил внимание на большое число некрещеных черемисов, вотяков, тептярей и чувашей, проживающих в Бирском, Уфимском, Стерлитамакском и Белебеевском уездах, 30 сент. 1836 г. архиерей ходатайствовал перед Синодом об учреждении офиц. миссии для обращения язычников. Однако, когда по предоставленным Оренбургской казенной палатой сведениям выяснилось, что общее число язычников в губернии якобы не превышает 3 тыс. чел. обоего пола (в действительности их было ок. 60 тыс. чел.), рапортом от 15 марта 1838 г. И. представил в Синод новое мнение - о нецелесообразности учреждения миссии, возложив эту обязанность на приходских священников. Синод согласился с последним заключением и указом от 22 мая 1838 г. повелел «к находящимся в Оренбургской губернии магометанам миссии для обращения их в Христианство не назначать, равно не учреждать формальной миссии и для язычников, по незначительному их числу и засеянному их жительству между крещеными сородичами, а вместо того поручить токмо местным священникам, в приходах коих таковые непросвещенные имеются, стараться обратить их к Христианской вере по пастырской своей обязанности» (Там же. С. 436). В 1848 г. вопрос об устройстве миссии в епархии был поднят вновь в связи с поручением имп. Николая I Павловича правительству принять меры к обращению язычников, не допуская при этом насилия. В ответ на запрос Синода от 30 нояб. 1848 г. о положении дела с просвещением «идолопоклонников» в епархии И. сообщил, что за 10 лет крещено до 1816 чел.

В 1840 г. состоялось преобразование Уфимской ДС и муж. духовных уч-щ в Уфе, Челябинске и Бугульме. Программа семинарии была значительно расширена. Духовные уч-ща подверглись реорганизации: вместо 2 уч-щ (приходского и уездного) с 2-годичным обучением в каждом открылось одно, состоявшее из 3 отделений (низшего, среднего и высшего) с 2-годичным курсом в каждом; в число изучаемых предметов включили краткий курс гражданской рус. истории. В 1843 г. в главном зале Уфимской ДС и смежной с ним комнате была устроена ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, освященная И. 11 нояб. 1844 г. Было построено новое каменное здание Челябинского ДУ (1848); И. явился одним из инициаторов открытия впосл. духовного уч-ща в г. Оренбурге. По инициативе И. состоялось упразднение духовного правления в г. Бугульме (1849).

Во время эпидемии холеры в губернии (1848) помимо регулярных молебнов перед Уфимской иконой Божией Матери в кафедральном соборе И. совершил крестный ход вокруг города с чудотворной иконой, и, по свидетельству современников, Уфа почти не пострадала от эпидемии. И. разрешил жителям Стерлитамака принести в город Табынскую икону Божией Матери и совершать с ней молебны в храмах и в домах. В память об избавлении от «губительной болезни» горожане решили ежегодно приносить Табынскую икону в 9-ю пятницу по Пасхе. Жители селений Стерлитамакского у. с разрешения И. брали в 1848 г. Табынскую икону Божией Матери, что привело к появлению традиции совершения многодневных крестных ходов по уезду с чудотворным образом. С 1848 г. в Оренбурге от холеры и др. эпидемий погибли тысячи жителей, что в 1856 г. подвигло горожан, подобно гражданам Стерлитамака, просить архипастыря разрешить приносить в город Табынскую икону; эпидемии холеры в Оренбурге прекратились. С 1856 г. протяженность крестного хода возросла, поскольку Синод разрешил ежегодное изнесение чудотворного образа из Табынского в Стерлитамакский, Оренбургский и др. уезды. Икона прославилась множеством чудотворений.

20 нояб. 1849 г., согласно прошению, «в целях поправления здоровья» И. был переведен в Ставрополь епископом Кавказским и Черноморским. Считается, что перевод на Кавказ состоялся после конфликта И. с влиятельным прот. Д. Субботиным, к-рый жаловался на «пристрастность» И. обер-прокурору Синода гр. Н. А. Протасову. Архиерей уволил Субботина за штат за пьянство и др. проступки, а тот впосл. отзывался об И. как о корыстолюбивом «человеке очень ограниченных умственных способностей». В окт. 1850 г. в Ставрополе И. встречал наследника престола буд. имп. Александра II Николаевича, совершавшего путешествие по Кавказу. По ходатайству И. в 1851 г. указом Синода был открыт ставропольский Иоанно-Мариинский женский монастырь. Архиерей обратился к своему предшественнику на Кавказской кафедре еп. Полтавскому Иеремии (Соловьёву) с просьбой назначить «из Полтавских женских монастырей двух благонадежных монахинь для водворения в новоустроенной общине иноческих порядков» (Ставропольские ЕВ. 1887. № 7. С. 252). Из Ладинского Прилуцкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря в Ставрополь прибыли монахини Серафима и Нафанаила. При И. в Ставрополе был возведен и 12 мая 1850 г. освящен каменный храм во имя вмч. Георгия Победоносца, в 1852 г. при уч-ще св. Александры устроена домовая ц. во имя св. прав. Елисаветы.

30 окт. 1857 г. по собственному прошению И. был уволен на покой в нежинский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Служил в храмах г. Нежина; последнюю службу совершил в 1874 г. Поскольку до постройки Курско-Киевской железной дороги путь из Киева в Москву и С.-Петербург лежал через Нежин и здесь же проходила дорога в юж. и зап. края империи, то к «нежинскому старику» заезжали мн. архипастыри и высокопоставленные лица, отмечавшие братское радушие и гостеприимство архиерея. В последние годы жизни И. очень плохо видел и почти не выходил из кельи. Скончался на Страстной седмице. Отпевание И. в четверг Светлой седмицы по пасхальному чину совершил еп. Черниговский и Нежинский Серапион (Маевский) в сослужении духовенства. Погребен в Сретенском приделе Благовещенского соборного храма мон-ря рядом с могилой греч. еп. Михаила.

После кончины И. было найдено ок. 25 рукописных проповедей разных лет. 14 из них подписаны с указанием даты и места их произнесения, в т. ч. Слова, произнесенные в Чернигове на пассиях 1818-1819 гг. и в пяток 1-й недели Великого поста с подписью: «Учитель Иван Образцов»; 2 проповеди, произнесенные в Могилёве в 1825 г., 2 Слова, сказанные в С.-Петербурге в 1830 г. Сохранились также 2 проповеди, произнесенные в период пребывания на Кавказской кафедре, в т. ч. речь от 8 февр. 1851 г., «сказанная в Александрийском девичьем приюте по случаю присланной в дар иконы св. мученицы царицы Александры... императрицею Александрою Федоровною». Впосл. были напечатаны прощальная речь к вятской пастве (Хойнацкий. 1880. № 23. С. 301-302) и Слово в день Христова Воскресения (Черниговские ЕВ. 1880. № 23. Ч. неофиц. С. 309-316; Уфимские ЕВ. 1880. № 16. Ч. неофиц. С. 546-547).

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 119. Д. 1569. Л. 205-208; ЦГИА Респ. Башкирия. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 77. Л. 62; Д. 168. Л. 38 об.; Д. 6980. Л. 1-4; Д. 6770. Л. 11-12; Ф. И-6. Оп. 1. Д. 185. Л. 3.
Лит.: Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 369; Никитников Г., прот. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863; Васютинский Ф. И., свящ. Надгробная речь, сказанная пред опущением в могилу тела еп. Иоанникия. Чернигов, 1880; Некролог // Волынские ЕВ. 1880. № 16. Ч. неофиц. С. 759-760; Хойнацкий А. Ф., прот. О смерти и погребении преосв. Иоанникия, бывш. еп. Кавказского // Черниговские ЕВ. 1880. № 23. Ч. неофиц. С. 295-308; № 27. С. 378-404; Еварестов Е. В., свящ. Сказание о св. чудотворной иконе Божией Матери, по изображению именуемой Казанскою, а по месту явления Богородскою, ныне находящейся в Уфимском Воскресенском кафедральном соборе. Уфа, 1898. С. 24-25; Игнатьев Р. Г. Еп. Михаил, бывш. Оренбургский и Уфимский: По случаю 40 лет от дня кончины его. М., 18982. С. 59, 61-64, 72, 73; Златоверховников И. Е. Уфимская епархия: Геогр., этногр., адм.-ист. и стат. очерк. Уфа, 1899. С. 50, 60-61, 67-73, 77, 87, 88, 100, 102-103, 111-112, 116, 120, 121, 123, 128, 130, 141, 143, 144, 147, 149, 163, 169, 172, 176, 177, 184, 193, 194, 198, 202, 204, 220, 262-264; Чернавский Н. М. Общий взгляд на историю Оренбургской епархии. Оренбург, 1899. С. 9; он же. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Оренбург, 1901/1902. Т. 2. С. 372-374, 388-558, 569-573, 947-973. (Тр. Оренбургской УАК; 10); Херувимов К. П. Краткая ист. записка о просветительной и административной деятельности Уфимских архипастырей за сто лет существования Уфимской епархии, 1800-1900. Уфа, 1900. С. 15-17; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 184; Мат-лы для истории правосл. Церкви в царствование имп. Николая I / Собр.: Свящ. М. Я. Морошкин; ред.: Н. Ф. Дубровин. СПб., 1902. Кн. 2. С. 79-121, 412. (СбРИО; 113); Некролог // ИВ. 1903. Т. 93. С. 708-709; Титов А. А. Оренбургские архиереи XVIII в. // РА. 1904. Кн. 1. № 4. С. 638, 644, 651-659; Сказание об иконе Табынской Божией Матери, находящейся в Вознесенской ц. Уфимской епархии, Стерлитамакского у., с. Табынска. М., 1906. С. 16-17, 23; Венгеров. Источники словаря. Т. 2. С. 519; Матвеев С. И. Краткая история Златоустовского Воскресенского единоверческого муж. мон-ря Уфимской губ., Златоустовского у. Уфа, 1913. С. 9-13; Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1985. Ч. 2. Вып. 2. С. 58. № 154; Дорога к храму: История религ. учреждений г. Уфы. Уфа, 1993. С. 10, 15, 20, 23, 24, 26, 27, 47-49, 56, 61, 62; Раздольский С. А. Монастырские обители юга России, их роль в религиозном и культурном развитии края в XIX - нач. XX вв. Краснодар, 1993; Сергеев Ю. Н. Уфимско-Оренбургские епископы 1-й пол. XIX в.: Мат-лы к биогр. слов. // Башкирский край. Уфа, 1994. Вып. 5. С. 42-56; он же. Правосл. Церковь в Башкортостане (2-я пол. XVI - сер. XIX в.). Уфа, 1996. С. 25-26, 61; Ширгазин А. Р. Правосл. храмы Башкирии: История и архитектура: Кат.-справ. Уфа, 1995. С. 21, 43, 46, 48, 58, 64, 71, 90, 114; Златоустовские купола. Златоуст, 2001. С. 32-33; Уфимская епархия РПЦ: Справ.-путев. М.; Уфа, 2005. С. 380, 390-391, 397-403, 407, 417, 418, 430, 432-433, 441-442, 446, 450, 451, 453, 458, 460, 471, 473, 474, 477, 479, 493, 499, 502, 506, 507, 514, 523, 524, 528, 532, 534, 550, 592-594; Очерки истории Вятской епархии: (1657-2007). Вятка, 2007. С. 153-155; Горлов Г. Е., прот., Боброва О. Ю. Духовная нива Оренбуржья. Оренбург, 2010. С. 61-77; Волков В., свящ. Храмы г. Ставрополя: История, архитектура, святыни / МДА. Серг. П., б. г. С. 28-29, 50-51. Ркп.
Н. П. Зимина, Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский
  • АВГУСТИН (Гуляницкий Андрей Федорович; 1838 - 1892), еп. Екатеринославский и Таганрогский